Польский бизнесмен хочет качаться в облаках

Частный самолет все чаще становится не снобизмом, а необходимостью в бизнесе. В Польше как минимум 100 приедут через три года

Наличие собственного самолета или вертолета является роскошью и вершиной лестницы успеха. Это быстрый и безопасный вид транспорта, но дорогой. Однако его преимущества кажутся более важными для польских бизнесменов, потому что все больше и больше хотят летать.

Однако его преимущества кажутся более важными для польских бизнесменов, потому что все больше и больше хотят летать

Увидеть больше

Ян Боровски, владелец компании JB Investments, продающей новые самолеты и вертолеты, оценивает, что в ближайшие три года в Польше будет около 100 частных машин. [Рис. ARC]

Крылатые перспективы

Большинство частных самолетов летают в США. Второй рынок в этом отношении - Европа. Азия немного хуже, хотя скоро изменится. По всему миру летают сотни тысяч легких самолетов и около 12 000 очень роскошные и даже более дорогие частные самолеты. А в польше?

По данным Управления гражданской авиации на конец сентября, в нашей стране было зарегистрировано почти 1200 гражданских самолетов (не включая моторные планеры, планеры, воздушные шары и воздушные корабли) и около 200 вертолетов. От этой компании и частным лицам принадлежит менее 800 самолетов и десятки вертолетов.

- Для сравнения: в Германии на конец 2012 года было зарегистрировано 8 000 гражданских самолетов [нелинейных] и более 700 вертолетов. Подавляющее большинство принадлежит частным лицам и компаниям. В Польше еще много самолетов аэроклуба. Сегодня это около 260 машин, - говорит Ян Боровски, владелец JB Investments, компании по продаже новых самолетов и вертолетов. Он утверждает, что рынок частных самолетов в Польше быстро развивается с 2005 года.

- 2006-08 годы были лучшими для нас. Мы даже продавали 20 машин в год. В общей сложности мы поставили 100 новых самолетов и вертолетов нашим клиентам в Польше, - сообщает Ян Боровски.

Продажи новых малых и средних самолетов в большинстве посткоммунистических стран насчитывают несколько единиц в год. И здесь сложно провести содержательные сравнения.

- Многое зависит от хорошей сети продаж. Не во всех европейских странах есть уполномоченные представители конкретных брендов. Наличие авторизованного сервиса также имеет большое значение. В этом отношении Польша имеет значительное преимущество. У нас много проверенных сервисных организаций и высококвалифицированный технический персонал, - говорит Ян Боровски.

Согласно отчетам GAMA (Ассоциация производителей авиации общего назначения), в 2004-2008 годах в мире было продано более 2000 единиц в год. Самолеты малого и среднего размера с поршневыми двигателями, но в 2009 году их всего 960. В настоящее время наблюдается небольшая тенденция к росту. Основными поставщиками небольших машин являются Cessna, Cirrus, Diamond и Piper.

В сегменте более дорогих турбинных самолетов (турбовинтовые и реактивные) продажи с 2009 года постоянны и составляют около 700 в год. Большинство самолетов бизнес-джетов продаются в Северной Америке (около 50 процентов), другая - в Европе (около 20 процентов), а третье место медленно вытесняет Южная Америка, особенно Бразилия.

Деловой полет

Путешествие на частном самолете означает, прежде всего, экономию времени, а также престиж, комфорт и независимость. Сколько вы должны заплатить за них? Самые дешевые - сверхлегкие самолеты - они стоят от десятков тысяч злотых. Но в бизнесе они имеют ограниченное использование.

- Я выбрал самолет побольше. Турбина. Я регулярно летаю, и в воздухе я провожу минимум 200 часов в год. Я не выбирал легкий самолет в основном из-за его ограничений. Я могу путешествовать с большой машиной в любых погодных условиях, что не так очевидно в случае легких машин.

Конечно, я увлечен полетами, но я также летаю по делам. Большинство европейских городов находятся в пределах моей досягаемости. Без изменений, пробок или перебронирования, - говорит владелец компании из финансового сектора и профессиональный пилот, который хочет остаться анонимным. В Польше насчитывается около 220 посадок гражданских лиц, а также около десятка военных и международных аэропортов.

- Это не впечатляющее число, кроме того, у нас преобладали взлетно-посадочные полосы с короткими грунтовыми полосами, которые нельзя посадить ни на одном реактивном самолете, например, - говорит Ян Боровски.

Поэтому, если вы хотите лететь как можно ближе к месту назначения, вам следует выбрать самолет, который также может использовать травяные пояса. Часто вертолет может быть лучше, который может приземлиться практически в любом месте. Однако следует помнить, что у вертолетов есть много преимуществ, которые имеют серьезный недостаток - они могут работать в радиусе до 600 км без посадки.

- В Польше продается меньше вертолетов, чем самолетов. У большинства, почти за 60, у нас есть четырехместные Robinsons R44. Еврокоптеры находятся на втором месте, но продажа 23 машин компании Air Rescue Emergency оказывает существенное влияние на этот результат. Bell Helicopter восстанавливает свои позиции на рынке гражданских вертолетов в Европе. В Польше мы продали две машины последнего поколения Bell 407GX в этом году, - рассказывает Ян Боровски. Сколько стоит вертолет? От нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов.

- Самым дорогим нашим предложением является гражданский двухмоторный Bell 429, который в богатой версии стоит около 6 миллионов долларов, - говорит Ян Боровски.

Конечно, межконтинентальные самолеты намного дороже. Роскошный Bombardier Global 5000 стоит около 50 миллионов долларов США. А к покупной цене вы должны добавить расходы на эксплуатацию и обслуживание (топливо, страховка, обслуживание, обновление программного обеспечения) - независимо от того, летит машина или нет. Вы также должны добавить зарплату пилотов и бортпроводников и арендную плату за больший ангар. Неудивительно, что в Польше не так много людей, которые могут позволить себе такие машины. Хотя с каждым годом растет интерес к все более дорогим самолетам.

- За последние два года мы продали пять роскошных турбовинтовых самолетов Pilatus PC-12 NF, которые являются единственными в своем классе, использующими немощеные взлетно-посадочные полосы. Одна такая машина стоит около 4,5 миллионов долларов США. Шестиместный Piper Mirage с герметичной кабиной и четырехместный Diamond DA-42 с двумя дизельными двигателями также очень популярны, - говорит Ян Боровски.

ГЛАЗ ЭКСПЕРТА

Если самолет, это только ваш собственный

Томас в ожидании

Фонд Легенд Авиации

На польском рынке есть две компании, предлагающие программы, основанные на совместном владении и управлении самолетами. Один больше не предоставляет услуги, а другой медленно разрушается. На мой взгляд, специфика польского рынка не позволяет развиваться таким услугам. Если вы уже выбираете самолет, вы хотите им владеть - наличие акций не интересует его. Это вопрос престижа.

© ℗

А в польше?
Сколько вы должны заплатить за них?
Сколько стоит вертолет?